Как стимулировать развитие речи малыша: шесть советов

 

1.Как можно больше общайтесь с малышом. Помните, что разговор — это диалог. Речь сформировалась для общения, и именно в процессе общения лучше всего развиваются речевые навыки. Поэтому старайтесь естественным образом вовлекать малыша в беседу, даже если сначала это лишь обмен звуками, улыбками и жестами.

2. Проговаривайте свои действия. Одевая ребенка, комментируйте: «Сейчас мы наденем шапочку. А где твои новые ботинки? Вот они! Давай наденем ботинки. Так, теперь завязываем шнурки. Готово


3. Учите, играя. Избегайте настойчивых просьб вроде «Скажи «яблоко» или «Скажи «мама». Если ребенок еще не готов говорить, это вызовет лишь негативную реакцию. Чтобы слова запоминались и включались в активный словарь, они должны соотноситься с конкретными предметами и явлениями. Лучше всего это получается в процессе игры. «Давай поиграем в мяч! Вот наш мячик. Лови мячик! А теперь бросай мяч маме!»

Еще один важный момент заключается в том, что у малыша должна возникнуть потребность в том, чтобы произносить слова — например, при желании получить что-либо. Старайтесь ненавязчиво моделировать соответствующие ситуации. Например, можно иногда оставлять закрытой коробку, в которой лежат любимые карточки или карандаши малыша. Чтобы поиграть, ребенку нужно будет обратиться к вам за помощью. Когда это произойдет, проговорите свои действия: «Открыть? Хорошо, открываю. Держи!» — и протяните малышу открытую коробку.

4. Поощряйте. Малыш должен чувствовать ваш положительный настрой и знать, что вам приятно любое общение с ним.


5. Развивайте мелкую моторику. Врачи и ученые уверены: движения кисти рук и пальцев оказывают огромное влияние на развитие речи. Поэтому занятия по развитию мелкой моторики стоит начинать с самого раннего возраста. По мере взросления ребенка они будут становиться все более интересными.

В возрасте 2–4 месяцев малыш уже может удерживать в ручке погремушку. В это время полезно познакомить его с различными тактильными ощущениями. Можно заранее подготовить кусочки разной ткани — гладкого шелка, шероховатого вельвета, мягкого кашемира, колючей шерсти — и по очереди вкладывать их в ладошку малыша. То же самое можно проделать с маленькими шариками из различного материала, которые малыш постарается схватить. Важен и легкий массаж: нежно разомните ладошку и каждый пальчик малыша, сопровождая свои действия потешками или простыми стихами.

В 8–10 месяцев малышу могут быть интересны пальчиковые игры — всем известные «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Они хороши тем, что в них задействуются все пальчики, а кроме того, тренируется память.

В 10–12 месяцев можно начинать собирать и разбирать пирамидки, строить башни из кубиков и рисовать специальными пальчиковыми красками на водной основе. Если переживаете, что все вокруг перепачкается, предложите малышу порисовать на стенках ванной во время купания.

После года можно перейти на более сложные занятия. Например, нанизывать крупные бусины на шнурок, вылавливать маленькие игрушки из емкости с крупой, собирать мозаику. Но помните, что как минимум до трех лет все занятия с мелкими предметами должны проходить под контролем взрослых.

6. Читайте вслух. Выбирайте для чтения ребенку те книги, которые нравятся вам самим: малыш почувствует ваш искренний интерес и усвоит, что чтение может доставлять большое удовольствие. В процессе чтения привлекайте внимание ребенка к содержанию, меняя интонацию и показывая героев и предметы, о которых идет речь, на картинках.

Читать малышу вслух можно с рождения — и продолжать даже тогда, когда он научится читать сам, сделав это доброй семейной традицией. Благодаря этому чтение всегда будет вызывать у ребенка приятные ассоциации и теплые воспоминания о минутах, проведенных с мамой. Окружите малыша любовью и запаситесь терпением — и первые слова не заставят себя долго ждать.